Юки Цунода заменит Лиама Лоусона: Проблема Red Bull в поиске напарника для Макса Ферстаппена

Новости F1

Быть напарником Макса Ферстаппена стало проблемой за последние шесть лет, но шокирующее понижение Лиама Лоусона всего после двух гонок – это крайность, даже по меркам Red Bull.

Юки Цунода станет последним гонщиком, который займет место, которое почти все считают самым сложным в Формуле-1, в то время как Лоусон возвращается в Racing Bulls, где, как надеются, он вновь обретет уверенность.

Лоусон был выбран в качестве преемника Серхио Переса зимой после того, как собственные трудности мексиканца за рулем оказали серьезное влияние на то, что Red Bull не смог сохранить Кубок конструкторов.

  • Red Bull заявляет о “долге заботы” о Лиаме Лоусоне после обмена на Юки Цуноду
  • Жесткая смена пилотов в Red Bull: ключевые вопросы и те, которые еще предстоит задать

Хотя Перес провел четыре сезона в Red Bull, он не был постоянно близок к Ферстаппену на протяжении всего этого периода. До этого Алекс Албон продержался всего 18 месяцев, а Пьер Гасли – полсезона.

Это приводит к вопросу: почему так сложно быть напарником Ферстаппена?

Уникальный стиль вождения Ферстаппена

Макс Ферстаппен за рулем Red Bull

Одна из теорий, объясняющих трудности напарников Ферстаппена, заключается в том, что Red Bull разрабатывает и настраивает машину, которая соответствует стилю вождения четырехкратного чемпиона мира.

Короче говоря, некоторые гонщики предпочитают машину с большей недостаточной поворачиваемостью, а некоторые – с избыточной. Ферстаппен относится к последней категории, но он также любит, чтобы машина резко поворачивала на входе в поворот.

Смотрите также:

  • F1 в 2025 году: Полный гоночный календарь

  • Слушайте подкаст The F1 Show

  • Жесткая смена пилотов в Red Bull: ключевые вопросы, на которые нужно ответить

Идеальный гоночный автомобиль не должен иметь ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости, но автомобиль Формулы-1 обычно имеет либо одно, либо другое, а иногда и то и другое.

“Мне нравится “острая” машина, но с задней частью, которая достаточно стабильна для контролируемого баланса”, – сказал Ферстаппен о своем стиле вождения.

“Мне нравится сильная передняя часть. Я не люблю недостаточную поворачиваемость. Она просто убивает все ощущения от машины. Сильная передняя часть с задней, которая находится на грани. Но, конечно, вам все равно нужно полагаться на эту заднюю часть”.

Юки Цунода и Лиам Лоусон
Крейг Слейтер объясняет, почему Лиама Лоусона заменили на Юки Цуноду всего после двух гонок сезона Формулы-1, начиная с Гран-при Японии на следующей неделе

Албон был напарником Ферстаппена в последней части 2019 года и весь сезон 2020 года. В то время как Ферстаппен изо всех сил пытался бросить вызов могущественной Mercedes, Албон боролся за выход в Q3 и регулярно прорывался через пелотон, чтобы набрать очки.

Выступая в подкасте High Performance Podcast в 2023 году, Албон использовал сравнение с компьютерной игрой, чтобы помочь людям понять, с чем он столкнулся в Red Bull с точки зрения вождения.

“Первое, что нужно сказать, многие говорят, что машина построена вокруг него, он вроде Михаэля Шумахера из Ferrari, он создал эту команду вокруг себя”, – объяснил Албон.

“По правде говоря, машина такая, какая она есть, он очень быстр. У него довольно уникальный стиль вождения, к которому не так-то просто привыкнуть”.

Макс Ферстаппен и Алекс Албон в Red Bull в 2019 году
Макс Ферстаппен и Алекс Албон, когда были напарниками в Red Bull в 2019 году

“У каждого свой стиль вождения, я бы сказал, что мой стиль вождения немного более плавный, но мне нравится машина с хорошей передней частью, то есть довольно острая, довольно прямая. Максу тоже, но его уровень остроты и прямоты – это совсем другой уровень – он ошеломляюще острый.

“Чтобы дать людям какое-то представление о том, что это может быть, если вы увеличите чувствительность [в компьютерной игре] до максимума и вы двигаете мышью, и она просто мелькает по экрану повсюду, вот примерно так это и ощущается. Она становится настолько острой, что заставляет вас немного напрягаться”.

Так неужели Red Bull разрабатывает машину таким образом?

Лиам Лоусон извиняется по радио команды после сложного Гран-при Китая
Слушайте, как Лиам Лоусон извинялся по радио команды Red Bull после сложного Гран-при Китая, где он финишировал 12-м, что, вероятно, станет его последней гонкой за команду перед заменой на Юки Цуноду

Ферстаппен выступает за Red Bull с 2016 года, и после нескольких сезонов он редко выпадал из темпа и не был лидирующим гонщиком с точки зрения чистой производительности.

После нескольких аварий и разворотов в первой половине 2018 года Ферстаппен получил преимущество над Даниэлем Риккардо до конца того года.

С начала 2019 года голландец всего 12 раз проигрывал квалификацию Гасли (один раз), Албону (один раз) и Пересу (10 раз) – несколько из этих случаев можно отнести к невезению, ошибкам команды или тактическим решениям из-за штрафов на стартовой решетке. Так неужели на протяжении всех изменений в регламенте и конструкциях автомобилей за этот период Red Bull действительно отдавал предпочтение Ферстаппену?

“Вы всегда стремитесь к максимальной производительности”, – заявил руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер в интервью Sky Sports F1 во время уик-энда Гран-при Китая.

“Быстрые машины никогда не бывают легкими в управлении, но мы знаем, что есть производительность, которую нам нужно найти, и нам нужны оба гонщика на вершине, если есть хоть какой-то шанс побороться за Кубок конструкторов, и, по крайней мере, за Кубок пилотов вам нужно иметь вторую машину в игре. Нельзя делать это на одной ноге”.

Макс Ферстаппен о Racing Bulls
На вопрос о производительности Racing Bulls во время субботней квалификации на Гран-при Китая Макс Ферстаппен ответил загадочно!

Хорнер, подталкиваемый к дальнейшим объяснениям, интересно сказал: “Он [Ферстаппен] постоянно просит все больше и больше передней части машины, и вы всегда будете следовать направлению вашего самого быстрого гонщика, и это направляет организацию с точки зрения ее развития”.

Несмотря на это признание Хорнера, Ферстаппен не был полностью доволен машиной Red Bull почти 12 месяцев с тех пор, как McLaren начал выигрывать гонки в прошлом году.

Видно, как он пилит руль или несколько раз дергает руль, чтобы повернуть машину туда, куда хочет в поворотах, поэтому трудно сказать, что, например, Red Bull этого года подходит ему. Разница в том, что его исключительный талант позволяет выжать максимум из своей техники, даже если она ему не по душе.

Нет уверенности – большая проблема

Квалификация ГП Китая - Лиам Лоусон
Разочарованный Лиам Лоусон сказал, что ему нужно разобраться с Red Bull после того, как он финишировал последним в квалификации Гран-при Китая

Гонщики Формулы-1 принимают сотни решений за гоночный круг, и каждое из них имеет значение для производительности.

Когда тормозить? Насколько сильно тормозить? Когда поворачивать машину? Насколько сильно поворачивать машину? Какую траекторию выбрать в повороте? Насколько сильно и когда нажимать на газ? Все это происходит за считанные секунды, а во время гонки вы делаете это, идя бок о бок.

Если есть хоть какое-то чувство осторожности или недостаток доверия к машине, то у вас проблемы, и давление только усиливается, когда вы едете за рулем топ-команды, такой как Red Bull.

“Лоусон отстал от Ферстаппена на семь десятых в Q1 в Китае, а Ферстаппен был третьим, а он 20-м”, – сказал Мартин Брандл из Sky Sports F1, который испытал на себе трудности, будучи напарником молодого Михаэля Шумахера в Benetton в 1992 году.

“Вы думаете: “ну, это полдесятых на поворот, это возможно”, но это не так. Это так трудно найти. Это фундаментальный сдвиг, вам нужно найти семь десятых секунды”.

Лоусон вылетел в Австралии в Q1 - Red Bull
Карун Чандхок рассказывает, что пошло не так для Лиама Лоусона, когда он не смог пройти в Q2 на Гран-при Австралии

Недавняя тенденция в Red Bull заключалась в том, что Перес был относительно близок к темпу Ферстаппена на ранних этапах 2023 и 2024 годов. Однако по ходу сезона разрыв между парой Red Bull увеличивался, и Албон предположил, что это связано с тем, что машина разрабатывается для Ферстаппена, который быстрее, но сложнее в управлении.

“В итоге получилось так, что, особенно в мой год, вы начинаете немного отставать, но ненамного, а затем по ходу сезона Макс хочет эту переднюю часть в машине, он хочет, чтобы его машина была острее, острее”, – объяснил он.

“По мере того, как она становится острее и острее, он едет все быстрее и быстрее, а чтобы догнать его, вам нужно начать немного больше рисковать. Вы можете отставать на пару десятых в одной сессии, просто попробуйте немного больше, “ОК, я вылетел, у меня авария”, и вам нужно перезапускаться.

Дэвид Крофт о Лиаме Лоусоне
Дэвид Крофт считает, что Лиаму Лоусону следовало дать больше времени в кресле Red Bull, но думает, что ему пойдет на пользу шаг назад в Racing Bulls

“Тогда вы немного теряете уверенность, это занимает немного больше времени, этот разрыв немного увеличивается, и в следующий раз, когда вы пытаетесь выйти и сделать еще одну работу, еще один разворот или еще что-то – это просто начинает нарастать как снежный ком. Каждый раз, когда машина становится острее и острее, вы начинаете становиться все более напряженным.

“Это как в любом виде спорта, если вы начинаете выходить из этого состояния потока, и вам приходится действительно думать об этом, и каждый раз, когда вы входите в поворот, вы не знаете, как она отреагирует. Это чисто уверенность в машине, поток. Это не работает, это никогда не работает”.

Ферстаппен просто слишком хорош?

Макс Ферстаппен в паддоке перед Гран-при Австралии

При всех разговорах о стилях вождения и разработке машины для Ферстаппена, нет сомнений в том, что значительным фактором является исключительность четырехкратного чемпиона мира.

Нико Росберг из Sky Sports F1 говорит, что Ферстаппен был лучшим гонщиком, против которого он когда-либо гонялся, и ставит его в пятерку величайших гонщиков Формулы-1 всех времен наряду с Михаэлем Шумахером, Айртоном Сенной, Льюисом Хэмилтоном и Хуаном Мануэлем Фанхио.

Ферстаппен находится на пике своей формы и продемонстрировал это в 2024 году, когда, возможно, выиграл титул, не имея лучшей машины, и к тому же за две гонки до конца.

Вполне возможно, что большинство пилотов в пелотоне изо всех сил пытались бы сравниться с Ферстаппеном на той же машине, настолько велико его мастерство.

“Он феноменальный талант. Способности, которыми он обладает, вы видите это снова и снова”, – сказал Хорнер.

“Всегда задним числом оглядываешься назад. Мы знаем, насколько хорош Макс. Я думаю, что остальной мир начинает ценить, насколько он особенный”.

Степан Бурмистров
Степан Бурмистров

Степан Бурмистров - спортивный журналист с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на освещении UFC и смешанных единоборств. Ведёт авторскую колонку о боях без правил, берёт интервью у российских бойцов и регулярно выезжает на турниры серии Fight Nights.

Обзор последних новостей спорта