Мы рассмотрим главные вопросы, возникшие в связи с новостью о том, что Red Bull меняет местами Лайама Лоусона и Юки Цуноду перед Гран-при Японии в Сузуке на следующей неделе…

Почему замена происходит именно сейчас?

В заявлении, подтверждающем “ротацию пилотов” в четверг утром, Red Bull настаивал, что этот шаг является “чисто спортивным решением”, чтобы помочь им в борьбе за возвращение Кубка конструкторов, который они уступили McLaren в прошлом году.

Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер также сослался на “обязанность заботы” о Лоусоне и заявил, что этот шаг поможет “защитить и развить” его после двух сложных гонок на RB21.

  • Red Bull заявляет об “обязанности заботы”, подтверждая перестановку Лайама Лоусона и Юки Цуноды

Но каковы бы ни были истинные причины столь быстрого изменения решения о зимнем повышении Лоусона из младшей команды Racing Bulls, трудно назвать этот шаг иначе, чем жестоким, особенно по отношению к 23-летнему новозеландцу.

При этом, безусловно, нельзя отрицать тот факт, что два гоночных уик-энда Лоусона за рулем одной из четырех самых быстрых машин 2025 года оказались провальными. На удивление провальными.

Результаты квалификаций 18-е, 20-е и 20-е места – худшая серия для пилота Red Bull за 20-летнюю историю команды – сменились результатами гонок: сход (авария) на Гран-при Австралии, 14-е место в спринте в Китае и 12-е место на Гран-при Китая, где три пилота, опередившие Лоусона в первоначальной классификации, были дисквалифицированы.

В резком контрасте, чемпион мира Макс Ферстаппен не квалифицировался ниже второго ряда стартовой решетки ни на одном из этапов и финишировал вторым, третьим и четвертым на той же машине RB21.

Эти результаты означают, что Ферстаппен отстает всего на восемь очков от лидера чемпионата пилотов Ландо Норриса, но из-за того, что Лоусон не набрал очков, Red Bull, занимающий третье место, уже на 42 очка отстает от McLaren в борьбе за Кубок конструкторов – зачет, который определяет призовые деньги команд в конце сезона.

Из результатов Лоусона на первых двух уик-эндах сезона очевидно, что он испытывал серьезные трудности в машине, из которой Ферстаппену удавалось извлекать гораздо больше. После последней квалификации в Шанхае он признал, что его темп “просто недостаточно хорош”.

Крейг Слейтер из Sky Sports News сообщил: “Это будет жестоко, но, в какой-то степени, может быть, отстранение его от гонок принесет долгосрочную пользу?

Ему было гораздо труднее, чем ожидалось, освоиться с этой машиной. Я разговаривал с людьми, которые наблюдали за Лоусоном на первых двух Гран-при. “Измотанный”, “в растерянности” и “слишком много всего сразу” – вот какие фразы они использовали.

Результаты, хотя и на небольшой выборке, значительно отстают. 19-е и два 20-х места в квалификациях – это не уровень Red Bull”.

Результаты Лайама Лоусона в Red Bull

Событие Результат
Квалификация Гран-при Австралии 18-е место
Гран-при Австралии DNF
Спринтовая квалификация Гран-при Китая 20-е место
Спринт Гран-при Китая 14-е место
Квалификация Гран-при Китая 20-е место
Гран-при Китая 12-е место

Почему Лоусону не дали больше времени?

Это один из ключевых вопросов, который неизбежно будет задан Хорнеру, когда он предстанет перед СМИ в Сузуке.

Разве Лоусон не заслуживал больше времени, чтобы переломить ситуацию и обрести уверенность в машине, которую даже Ферстаппен признал сложной? Red Bull в четверг признал, что “предстоит проделать большую работу с RB21”.

От Даниила Квята до Пьера Гасли, Red Bull имеет историю безжалостных замен пилотов в середине сезона, но отстранение Лоусона так рано в кампании – это нечто совершенно иное с точки зрения того, как быстро это произошло.

Хотя Лоусон в воскресенье пояснил, что его замечание после квалификации в Китае “У меня не так много времени”, чтобы переломить ситуацию, на самом деле относилось к тому факту, что сезон уже в разгаре, и гонки идут одна за другой, в конечном итоге это оказалось точным в более буквальном смысле.

Добавьте к этому тот факт, что он пришел в старшую команду Red Bull, имея всего 11 стартов в Гран-при за младшую команду, Лоусон никогда не выступал ни на одном из первых двух этапов в этом году – Альберт-Парке и Шанхайском международном автодроме.

По иронии судьбы, у него есть опыт выступления в Сузуке благодаря сезону в японской Супер Формуле в 2023 году, а также его участию в Гран-при того же года за AlphaTauri, где он финишировал 11-м, на одно место опередив Цуноду.

Следующая трасса после этого – Бахрейн, где Лоусон впервые тестировал RB21 на предсезонных тестах.

Был ли когда-нибудь пилот Формулы-1 отстранен так рано?

В 75-летней истории Формулы-1 есть примеры почти всех сценариев, но отстранение командой пилота так рано в кампании, безусловно, не является обычным явлением.

В совершенно иных обстоятельствах, чем Лоусон, который сохраняет место в гоночной серии, самым коротким сроком пребывания на якобы постоянном месте до сих пор в этом столетии был японец Юдзи Иде. Тогдашний 31-летний “новичок” был лишен суперлицензии FIA после беспорядочного четырехэтапного периода в составе команды Super Aguri, поддерживаемой Honda, в начале сезона 2006 года. Иде больше никогда не появлялся на стартовой решетке.

В более недавнее время голландец Ник де Врис продержался всего 10 гонок в 2023 году в команде, которая сейчас называется Racing Bulls, прежде чем был заменен вернувшимся Даниэлем Риккардо.

В 2019 году Red Bull поменял Пьера Гасли на Алекса Албона в своих двух составах после того, как первый провел всего 12 гонок за старшую команду.

Почему Лоусон был повышен вместо Цуноды изначально?

Именно перед Рождеством – 19 декабря – Red Bull подтвердил Лоусона в качестве нового напарника Ферстаппена.

Несмотря на то, что в последние недели прошлого года становилось все более очевидным, что Red Bull наконец-то решил расстаться с испытывающим трудности Серхио Пересом – и договорится с ним об этом, несмотря на наличие двухлетнего контракта – также было совершенно ясно, что именно Лоусон, а не более опытный Цунода получит приглашение заменить его.

Но хотя в том, что старшая команда Red Bull обратилась к младшей команде за новым пилотом, не было ничего нового – Лоусон стал седьмым за последние 16 лет, получившим внутреннее повышение – решение вызвать новозеландца вместо Цуноды вызвало внешние споры.

Лоусон впервые участвовал в гонках Формулы-1 в сезоне 2023 года, когда он заменил Даниэля Риккардо в AlphaTauri, ныне Racing Bulls, после того, как австралиец сломал кость на руке.

Лоусон произвел в основном хорошее впечатление во время своего появления в 2023 году, набрав очки в Сингапуре, а также дважды финишировав всего в одной позиции от очковой зоны на 11-м месте.

Год спустя он полностью заменил Риккардо на последних шести этапах 2024 года, но проиграл Цуноде в квалификациях 4-2, который также набрал больше очков.

Тем не менее, Лоусон стремился проявить себя, и, как понимали боссы Red Bull, у него был сильный характер, необходимый для того, чтобы быть напарником Ферстаппена, чья неумолимая скорость и результаты являются высшим мерилом.

Относительно небольшие ранние отставания Лоусона от Цуноды также указывали на перспективу дальнейшего роста, как только он наберется опыта.

Почему Цунода сейчас, а не три месяца назад?

Другими словами, если Цунода – подходящий пилот для повышения сейчас, то почему он не был таковым, когда Лоусон был повышен на это место изначально? Является ли разворот на 180 градусов чисто результатом трудностей Лоусона? Или впечатляющая форма Цуноды на старте этого сезона в совокупности изменила представление руководства Red Bull о его пригодности для этой роли?

Аргумент против последнего заключается, безусловно, в том, что Цунода уже участвовал в 87 гонках за четыре сезона в Racing Bulls на момент первоначального решения не повышать его еще в декабре, поэтому трудно понять, что могло принципиально измениться в оценке возможностей 24-летнего пилота за три месяца и две гонки.

Как теперь покажет себя Цунода?

Репортер Sky Sports News Крейг Слейтер:

“Цуноде будет тяжело заменить его. У него не было предсезонных тестов на этой машине, но он будет выступать на своей домашней гонке, и он постоянно говорил, что хочет получить эту возможность.

Теперь он ее получает, так что посмотрим, что он сможет сделать”.

Да, Цунода начал новую кампанию особенно впечатляюще, с тремя попаданиями в топ-10 в квалификациях и сильными гоночными выступлениями на машине Racing Bulls, которая показывает на удивление хорошие результаты, в то время как советник Red Bull Хельмут Марко в последние недели предположил, что “Юки – это другой Юки, чем в прошлые годы”.

Он по-прежнему сохраняет связи с Honda, давние отношения, которые, как считалось, потенциально играли против Цуноды, учитывая, что японский производитель переключает свои двигательные пристрастия в Формуле-1 на Aston Martin после этого сезона.

Итак, разве оговорки, которые Red Bull, должно быть, имел по поводу предоставления Цуноде этого места в первую очередь, несмотря на его больший опыт по сравнению с Лоусоном, внезапно исчезли? Или у них не осталось иного выбора, кроме как попробовать следующий логичный вариант, который им доступен?

Хорнер в четверг заявил, что “опыт Юки окажется весьма полезным в помощи разработке текущей машины”, подразумевая, что его опыт потенциально лучше подходит для машины, которая работает не так хорошо, как надеялась команда.

Что, если Цунода покажет себя не лучше Лоусона на этом месте?

Опять же, это тот насущный вопрос, который, вероятно, будет задан Хорнеру, когда он в следующий раз предстанет перед СМИ.

Что мы знаем наверняка, так это то, что, в отличие от Лоусона, Цунода не сможет адаптироваться к своей новой машине на предсезонных тестах, и японский пилот сразу же окажется в центре внимания RB21 на первой тренировке на своей домашней трассе в Сузуке. По крайней мере, он должен получить время на симуляторе, чтобы привыкнуть к ее настройкам на базе команды в Милтон-Кейнсе, прежде чем вылететь в Японию.

Цунода, несмотря на больший опыт в Формуле-1, также менее знаком с основной командой Red Bull в целом, учитывая, что Лоусон несколько лет был связан с ними в качестве резервного пилота.

Хотя и не так существенно, как у других молодых пилотов в других командах, Лоусон проехал на машинах Red Bull на тестах больше, чем Цунода, единственная поездка которого на одной из их машин состоялась во время одного дня в Абу-Даби на постсезонных тестах в декабре. Тест, на котором, кстати, по словам Хорнера, Цунода показал себя хорошо.

Что обо всем этом может подумать Ферстаппен?

“Будет интересно услышать мнение Макса по этому поводу”, – сказал Слейтер после объявления в четверг.

“Одобрит ли он это как прагматичный и правильный поступок? Или это будет рассматриваться как еще один пример команды, которая в данный момент не уверена в своих решениях?”

Мы не услышим от Ферстаппена лично по этому поводу до начала уик-энда в Сузуке, хотя спекуляции о его возможном взгляде на ситуацию уже были вызваны активностью с его официального аккаунта в Instagram.

Утром в день официального объявления Red Bull официальный аккаунт Ферстаппена “лайкнул” пост бывшего пилота Формулы-1 и соотечественника-голландца Гидо ван дер Гарде в социальной сети, в котором нынешний телеэксперт раскритиковал действия команды и высказался в поддержку Лоусона.

Длинный пост Ван дер Гарде включал в себя обвинение: “На мой взгляд, это больше похоже на издевательство или панический шаг, чем на реальные достижения спортсменов высокого уровня. Они приняли решение – полностью осознавая – дали Лиаму две гонки, только чтобы сломить его дух”.

Red Bull заявил, что пошел на изменения из “обязанности заботы, чтобы защитить и развить Лиама”.

Ван дер Гарде также написал: “Да, он выступил хуже ожиданий в первых двух гонках – но если кто и осознает это, так это он сам. Возможно, он сам предложил это, но если нет, я желаю Лиаму сил и мужества, чтобы выйти на старт в Японии. Верь в себя, подними голову, докажи, что они не правы”.

Его пост также был отмечен “лайками” аккаунтов бывшего пилота Red Bull Гасли – последнего пилота, пониженного обратно в младшую команду, после всего 12 гонок в 2019 году – и Оскара Пиастри из McLaren.

Хотя мы не знаем, в каком контексте был сделан “лайк” с аккаунта Ферстаппена и к какому именно аспекту поста он относился конкретно, мы знаем, что чемпион мира выразил свою поддержку Лоусону в ходе уик-энда Гран-при Китая на фоне большого расхождения в их темпе.

Он сказал De Telegraaf: “Если вы посмотрите на разницу между двумя пилотами в других командах, то они все ближе друг к другу.

Это также показывает, что наша машина чрезвычайно сложна. Я думаю, что если посадить Лиама в машину Racing Bulls, он поедет быстрее. Я действительно так думаю. Эта машина проще в управлении, чем наша”.

Позже Sky Sports Italy спросил Ферстаппена о конкурентном старте сезона, который взяла младшая команда Red Bull, Ферстаппен уклончиво ответил: “Я имею в виду, что они выступают очень хорошо, они очень близки ко мне. Возможно, это тоже о чем-то говорит, но да, я не знаю”.

Почему Red Bull не подписал более опытного пилота в этом году?

Ну, в том-то и дело. Они подписали – Переса.

Проблема заключалась в том, что двухлетнее продление контракта, которое они дали мексиканскому ветерану на сезоны 2025 и 2026 годов в июне прошлого года, не помогло ему вернуть свою лучшую форму.

Испытывая трудности с машиной Red Bull и постепенно теряя уверенность в ней, Перес завершил сезон, набрав девять очков за последние восемь Гран-при и не поднявшись на подиум ни разу за последние 19 этапов. Это фактически стоило Red Bull Кубка конструкторов, сделав ранний разрыв неизбежным.

Переподписав Переса, Red Bull решил проигнорировать возможность нанять Карлоса Сайнса, своего бывшего младшего пилота, когда тот еще был свободным агентом после ухода из Ferrari.

Объясняя это решение, Хорнер несколько уклончиво заявил в интервью Sky Sports News в конце прошлого сезона, что “нужно смотреть на всевозможные критерии и динамику”.

Повторное трудоустройство Риккардо в Racing Bulls в качестве своего рода страховки на случай, если Перес не вернется к своей лучшей форме, также в конечном итоге не сработало: австралиец уступил Цуноде, а затем был заменен Лоусоном после Гран-при Сингапура.

Напарники Макса Ферстаппена в Red Bull

Пилот Сезон(ы) Гонки
Даниэль Риккардо 2016-2018 58
Пьер Гасли 2019 12
Алекс Албон 2019-2020 26
Серхио Перес 2021-2024 90
Лайам Лоусон 2025 2

Почему так много пилотов испытывали трудности в качестве напарника Ферстаппена?

Цунода станет шестым напарником Ферстаппена в Red Bull за 10 сезонов.

После того, как Риккардо ушел по собственному желанию, приняв выгодное предложение от Renault с 2019 года, следующие два эксперимента Red Bull с многообещающими пилотами из собственной обоймы – Гасли и Алексом Албоном – продержались всего 12 и 26 гонок соответственно.

Это привело к тому, что с 2021 года они обратились к Пересу, и, когда Red Bull вернулся на путь побед в чемпионате в последующие годы, эта схема работала хорошо, пока с середины 2023 года характеристики машины Red Bull не начали создавать мексиканцу постоянные проблемы.

В 2025 году машина немного другая, но Лоусон обнаружил, что новая RB21 так же сложна в управлении.

“Чтобы управлять машиной Формулы-1, нужна 100-процентная уверенность в том, что ты делаешь”, – сказал он Sky Sports F1 после квалификации в Китае.

“Не то чтобы я не чувствовал себя уверенно, но окно настолько мало, что сейчас я, похоже, просто промахиваюсь мимо него. Мне просто нужно освоиться”.

Разве машина Red Bull разработана только под Ферстаппена?

Распространенный вопрос, хотя было бы слишком упрощенно прийти к такому выводу, учитывая, что инженеры Red Bull, как и все команды, просто пытаются создать самую быструю машину, какую только могут.

Задача сделать это для Red Bull в настоящее время усугубляется тем фактом, что за последний год они были обогнаны McLaren – а временами и другими соперниками – в спортивной иерархии после двух сезонов рекордного доминирования.

“Макс довольно конкретен в том, что он хочет от машины, чтобы сделать ее быстрой, и это, как правило, очень позитивная передняя часть машины, очень резкий вход в поворот”, – сказал Хорнер Sky Sports F1 в Китае.

“Проблема в том, что это может сделать машину немного нервной и нестабильной, особенно на задней оси”.