Макс Ферстаппен под угрозой дисквалификации перед Гран-при Австрии

Новости F1

Предстоящий этап Формулы 1 в Австрии имеет для действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена особое значение: это последняя гонка, где он находится под серьезной угрозой дисквалификации из-за накопленных штрафных баллов.

Недавнее спорное столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселом на Гран-при Испании в начале этого месяца негативно сказалось не только на его борьбе за титул, но и принесло три штрафных балла на его суперлицензию Формулы 1.

Важность этого наказания заключается в том, что оно увеличило общее количество штрафных баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев до 11. Это всего лишь один балл до автоматической дисквалификации на одну гонку согласно правилам Формулы 1.

Баллы остаются на лицензии гонщика в течение одного года до момента их списания. Первые баллы с текущего счета Ферстаппена будут списаны только 30 июня – в понедельник после Гран-при Австрии.

Ферстаппен успешно провел уик-энд Гран-при Канады без инцидентов, хотя и выражал недовольство вопросами о возможной дисквалификации после квалификации, где он стартовал в первом ряду рядом с Джорджем Расселом, который в итоге выиграл гонку, опередив Макса.

«Никогда нельзя ничего гарантировать», — заявил руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, комментируя рискованную ситуацию своего основного пилота.

«Ему просто нужно избегать проблем… тогда первые баллы спишутся в конце июня».

Как работает система штрафных баллов в Формуле 1

Система штрафных баллов была введена в Формуле 1 с сезона 2014 года за нарушения правил на трассе. Ее целью стало дополнительное сдерживание гонщиков от частых инцидентов во время соревнований.

Помимо стандартных спортивных санкций, таких как временные штрафы, штрафы на стартовой решетке, проезды по пит-лейн и, в крайних случаях, дисквалификации, которые стюарды могут применять к гонщикам, признанным виновными в нарушениях правил на трассе, у них также есть возможность начислять штрафные баллы (один, два или три) на суперлицензию гонщика.

Суперлицензия является обязательным требованием для участия всех гонщиков в уик-эндах Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.

В этом отношении система похожа на учет штрафных баллов в обычных водительских правах за дорожные нарушения. Как и на дороге, гонщики дисквалифицируются, если набирают максимум 12 баллов – в случае Ф1 это происходит за скользящий 12-месячный период.

Текущий список штрафных баллов пилотов Ф1

Пилот Баллы
Макс Ферстаппен 11
Лиам Лоусон 6
Нико Хюлькенберг 4
Оскар Пиастри 4
Оливер Бирман 4
Ландо Норрис 3
Лэнс Стролл 3
Карлос Сайнс 2
Фернандо Алонсо 2
Франко Колапинто 2
Алекс Элбон 2
Джордж Рассел 1
Восемь пилотов 0

Спортивный регламент гласит: «Если гонщик набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия приостанавливается на следующее Соревнование, после чего двенадцать (12) баллов удаляются с лицензии».

«Штрафные баллы остаются на Суперлицензии гонщика в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно списываются в двенадцатую (12) годовщину их начисления».

Как Ферстаппен набрал свои 11 баллов?

  • 30 июня 2023 года – 2 балла – Причина столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии. (Будут списаны 30 июня 2024)
  • 27 октября 2023 года – 2 балла – Вынудил Ландо Норриса покинуть трассу на Гран-при Мехико.
  • 2 ноября 2023 года – 1 балл – Слишком быстрая езда под режимом виртуального автомобиля безопасности во время Спринта в Сан-Паулу.
  • 30 ноября 2023 года – 1 балл – Неоправданно медленная езда и создание помехи Джорджу Расселу в квалификации Гран-при Катара.
  • 8 декабря 2023 года – 2 балла – Причина столкновения с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби.
  • 1 июня 2024 года – 3 балла – Причина столкновения с Джорджем Расселом на Гран-при Испании.

Первые два балла Ферстаппена за столкновение с Норрисом в Австрии спишутся в годовщину инцидента, 30 июня 2024 года. Однако следующие два балла за инцидент в Мехико в прошлом году останутся на его счету до конца октября.

Это означает, что даже если Ферстаппен избежит начисления баллов в Австрии, он все равно останется с девятью баллами еще на девять Гран-при.

Какие инциденты могут приводить к начислению одного штрафного балла?

Спортивные стюарды могут начислять до трех штрафных баллов за наиболее серьезные нарушения и один балл за менее значительные инциденты.

В четверг FIA впервые опубликовала два документа, которые стюарды используют в качестве руководства по стандартам пилотирования и начислению штрафов. Хотя эти документы не имеют нормативной силы и стюарды принимают решения независимо от FIA, основываясь на действующем регламенте, рекомендации касаются примерно 100 распространенных нарушений.

Как упоминалось выше, за последний год Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты: первый – за слишком высокую скорость под режимом виртуального автомобиля безопасности во время Спринта в Сан-Паулу, второй – в Катаре за неоправданно медленную езду перед приближающимся Расселом в квалификации.

По совпадению, сам Рассел получил свой единственный текущий балл на свою лицензию в тот же уик-энд в Катаре за нарушение правила, требующего соблюдать дистанцию в 10 корпусов машины за автомобилем безопасности.

Столкновения с другими машинами также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) – и не только в гонках.

Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл на свою суперлицензию на Гран-при Монако в прошлом месяце за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время первой практики.

Тем временем Эстебан Окон получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он выехал из гаража Alpine и врезался в машину Леклера по дороге на стартовую решетку Спринта.

Достигал ли кто-нибудь ранее лимита в 12 баллов?

Хотя несколько гонщиков подходили близко к набору 12 активных баллов, только в прошлом сезоне – через десять лет после введения системы – Кевин Магнуссен первым достиг этой отметки после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.

В результате гонщик Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане; его место на уик-энде в Баку занял Оливер Бирман.

До введения официальной системы Роман Грожан был последним гонщиком, дисквалифицированным на Гран-при после массового столкновения нескольких машин в первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был замешан в инцидентах ранее по ходу того сезона.

Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были дисквалифицированы в 1994 году за различные нарушения, а Найджел Мэнселл был отстранен от Гран-при Испании 1989 года.

Кто может заменить Ферстаппена в случае дисквалификации?

Конечно, Red Bull надеется и настроена оптимистично, что Ферстаппен, как сказал Хорнер, сможет избежать проблем в Австрии, чтобы эта нежелательная ситуация не возникла прямо сейчас.

Но если бы им срочно потребовалась разовая замена для Ферстаппена, почти наверняка был бы призван один из двух пилотов сестринской команды Racing Bulls – Исак Хаджар или Лиам Лоусон – чтобы провести один уик-энд рядом с Юки Цунодой.

Однако такая перестановка, в свою очередь, создала бы временную вакансию в младшей команде.

23-летний японец Аюму Иваса является более опытным резервным вариантом Red Bull и участвовал в пятничных практиках за обе команды. 17-летний британец Арвид Линдблад, один из лидеров Формулы 2, также стал бы жизнеспособным вариантом после того, как на этой неделе FIA удовлетворила давний запрос команды на освобождение от требований суперлицензии для их протеже, за два месяца до его 18-летия.

Степан Бурмистров
Степан Бурмистров

Степан Бурмистров - спортивный журналист с 12-летним опытом работы в медиа. Специализируется на освещении UFC и смешанных единоборств. Ведёт авторскую колонку о боях без правил, берёт интервью у российских бойцов и регулярно выезжает на турниры серии Fight Nights.

Обзор последних новостей спорта