На предстоящем Гран-при Канады чемпион Формулы-1 Макс Ферстаппен окажется в крайне шатком положении из-за штрафных очков, полученных после спорных событий прошлой гонки в Испании.
Штраф в 10 секунд, наложенный на пилота Red Bull после столкновения с Джорджем Расселом из Mercedes, не только стоил ему девяти важных очков в чемпионате (отбросив с пятого на десятое место), но и привел к добавлению трех штрафных баллов в его суперлицензию Формулы-1.
Это дополнительное наказание подвело Ферстаппена к отметке в 11 штрафных баллов за последние 12 месяцев — всего один балл отделяет его от автоматической дисквалификации на одну гонку согласно правилам Формулы-1.
Штрафные баллы остаются в лицензии пилота в течение года, пока не истекут. Однако первые из текущих баллов Ферстаппена обнулятся лишь 30 июня, что произойдет уже после двух ближайших гонок: Гран-при Канады в эти выходные и Гран-при Австрии через две недели.
«Никогда ничего нельзя гарантировать», — прокомментировал ситуацию руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, говоря о шатком положении своего пилота на две предстоящие гонки. «Ему просто нужно избегать неприятностей в ближайших двух гонках. Тогда первые баллы сгорят в конце июня».
До испанской гонки Ферстаппен не получал штрафов в первых восьми этапах текущего сезона, а в прошлом у него были и более длительные беспроблемные серии. Поэтому Red Bull, безусловно, рассчитывает, что их четырехкратный чемпион сможет снова найти правильный баланс. Однако, учитывая количество штрафных баллов, которые Ферстаппен набрал менее чем за год, в ближайшие недели у него практически нет права даже на малейшую ошибку в колесо-в-колесо борьбе.
- Система штрафных баллов Формулы-1: Подробности
- Текущие штрафные баллы пилотов Формулы-1
- Как Ферстаппен набрал 11 баллов?
- Какие инциденты могут привести к начислению одного штрафного балла?
- Достигал ли кто-либо ранее лимита в 12 баллов?
- Куда Red Bull обратится, если Ферстаппен пропустит гонку?
- Расписание Гран-при Канады Формулы-1
Система штрафных баллов Формулы-1: Подробности
Система штрафных баллов была введена в Формуле-1 с сезона 2014 года для нарушений правил на трассе. Она призвана служить дополнительным сдерживающим фактором против регулярных инцидентов.
В то время как спортивные санкции, такие как временные штрафы, штрафы на стартовой решетке, проезды по пит-лейн и, в самых крайних случаях, дисквалификации, являются одними из инструментов стюардов для наказания тех, кто в основном или полностью виновен в нарушениях правил на трассе, они также имеют право начислять штрафные баллы (один, два или три) в суперлицензию пилота.
Суперлицензия является обязательным требованием для всех пилотов, участвующих в уикендах Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.
В этом отношении система схожа с начислением баллов в обычных водительских правах за нарушения ПДД. Как и на дорогах, пилоты дисквалифицируются, если набирают максимум 12 баллов, которые в Формуле-1 учитываются за скользящий 12-месячный период.
Текущие штрафные баллы пилотов Формулы-1
Пилот | Баллы |
---|---|
Макс Ферстаппен | 11 |
Лиам Лоусон | 6 |
Нико Хюлькенберг | 4 |
Оскар Пиастри | 4 |
Оливер Берман | 4 |
Ландо Норрис | 3 |
Лэнс Стролл | 3 |
Карлос Сайнс | 2 |
Фернандо Алонсо | 2 |
Франко Колапинто | 2 |
Алекс Албон | 2 |
Джордж Рассел | 1 |
Восемь пилотов | 0 |
Спортивный регламент гласит: «Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия будет приостановлена на следующее соревнование, после чего двенадцать (12) баллов будут удалены из лицензии. Штрафные баллы остаются в суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно удаляются в двенадцатую (12) годовщину их наложения».
Как Ферстаппен набрал 11 баллов?
- 30 июня 2024 г. – 2 балла – Причина столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии.
- 27 октября 2024 г. – 2 балла – Вытеснение Ландо Норриса с трассы на Гран-при Мехико.
- 2 ноября 2024 г. – 1 балл – Слишком высокая скорость под виртуальным сейфити-каром в спринте Сан-Паулу.
- 30 ноября 2024 г. – 1 балл – Неоправданно медленная езда и создание помех Джорджу Расселу в квалификации Гран-при Катара.
- 8 декабря 2024 г. – 2 балла – Причина столкновения с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби.
- 1 июня 2025 г. – 3 балла – Причина столкновения с Джорджем Расселом на Гран-при Испании.
Первые два балла Ферстаппена, полученные за столкновение с Норрисом в Австрии, истекают ровно через год после инцидента, 30 июня. Однако следующие два балла, начисленные в Мехико в прошлом году, будут аннулированы только в конце октября. Это означает, что даже если Ферстаппен избежит дисквалифицирующих баллов в Канаде и Австрии, он останется с девятью баллами еще на девять Гран-при.
Какие инциденты могут привести к начислению одного штрафного балла?
Стюарды гонки могут начислять от одного до трех штрафных баллов за нарушения, в зависимости от их серьезности. Общедоступного «меню» инцидентов, за которые начисляются баллы, нет, но за 11 лет существования системы сформировались прецеденты, служащие ориентиром.
Как упоминалось выше, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за инциденты в прошлом году: первый — за слишком высокую скорость под виртуальным сейфити-каром в спринте Сан-Паулу, второй — в Катаре за неоправданно медленную езду перед приближающимся Расселом в квалификации.
Рассел, по совпадению, получил один штрафной балл в тот же уикенд в Катаре за несоблюдение правила о дистанции в 10 корпусов машины позади сейфити-кара. Столкновения с другими автомобилями также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) — причем не только в гонках.
Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл в свою суперлицензию на прошломесячном Гран-при Монако за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время пятничной тренировки.
Тем временем Эстебан Окон получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он покинул боксы Alpine и врезался в бок Леклера перед его установочными кругами на стартовой решетке спринта.
Достигал ли кто-либо ранее лимита в 12 баллов?
Хотя несколько пилотов приближались к отметке в 12 активных баллов в лицензии, лишь в прошлом сезоне – спустя десять лет после введения системы – кто-то достиг этого лимита: Кевин Магнуссен после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.
В результате пилот Haas пропустил следующую гонку в Азербайджане, и его место на уикенде в Баку занял Оливер Берман.
До введения формальной системы последним пилотом, отстраненным от Гран-при, был Ромен Грожан, который стал виновником массового столкновения на первом повороте на Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был замешан в инцидентах ранее по ходу сезона.
Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные проступки, а Найджелу Мэнселлу было запрещено участвовать в Гран-при Испании 1989 года.
Куда Red Bull обратится, если Ферстаппен пропустит гонку?
Red Bull, конечно, надеется и верит, что Ферстаппен, как говорит Хорнер, сможет «избежать проблем» в Монреале и Австрии, чтобы это не стало немедленной и нежелательной проблемой для команды.
Но если бы им внезапно потребовалось найти разовую замену для Ферстаппена, то одного из двух пилотов дочерней команды Racing Bulls — Исака Хаджара или Лиама Лоусона — почти неизбежно призвали бы на замену на один уикенд рядом с Юки Цунодой.
Однако такая перестановка, в свою очередь, создала бы разовую вакансию в молодежной команде.
23-летний Аюму Иваса из Японии является более опытным запасным вариантом для Red Bull, он уже участвовал в пятничных тренировках обеих команд. Также теперь жизнеспособным вариантом стал бы 17-летний британец Арвид Линдблад, лидер Формулы-2, после того как на этой неделе FIA удовлетворила давний запрос команды об исключении для его суперлицензии, за два месяца до его 18-летия.
Расписание Гран-при Канады Формулы-1
Четверг, 12 июня
20:00: Пресс-конференция пилотов
Пятница, 13 июня
16:00: F1 Academy, Первая практика
18:00: Первая практика Гран-при Канады (начало сессии в 18:30)
20:00: Шоу F1
21:00: Пресс-конференция руководителей команд
21:30: Вторая практика Гран-при Канады (начало сессии в 22:00)
23:25: F1 Academy, Квалификация
Суббота, 14 июня
14:10: F1 Academy, Первая гонка
17:15: Третья практика Гран-при Канады (начало сессии в 17:30)
19:30: F1 Academy, Вторая гонка
20:30: Подготовка к квалификации Гран-при Канады
21:00: КВАЛИФИКАЦИЯ ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
23:00: Заметки Теда о квалификации
Воскресенье, 15 июня
15:50: F1 Academy, Третья гонка
17:30: Воскресенье Гран-при: Подготовка к Гран-при Канады
19:00: ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
21:00: Финишный флаг: Реакция на Гран-при Канады
22:00: Заметки Теда