Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер считает, что более оперативные решения гоночного директора Формулы 1 по ходу заездов помогли бы командам избежать необходимости “догадываться” о намерениях стюардов. Это стало особенно актуально после спорной концовки Гран-при Испании для Макса Ферстаппена.
Столкновение Ферстаппена с Джорджем Расселлом на 64-м круге – инцидент, за который четырехкратный чемпион мира в понедельник взял на себя ответственность, признав, что “этого не должно было случиться” – произошло именно на том круге, когда Red Bull попросила его пропустить своего соперника из Mercedes.
Причиной этого стала предыдущая ситуация: тремя кругами ранее, во время напряженного рестарта после позднего выезда машины безопасности, Ферстаппен выехал за пределы трассы, но остался впереди Расселла после того, как их машины соприкоснулись в первом повороте, когда британец пытался совершить обгон.
Изначально этот инцидент был взят на рассмотрение гоночной дирекцией. Предвидя возможный штраф, Red Bull вскоре попросила Ферстаппена вернуть позицию – решение, которое уже расстроенный голландец оспаривал по радио. Вскоре после этого он столкнулся с Mercedes Расселла на 64-м круге, за что сам получил 10-секундный штраф.
Однако уже после гонки, согласно официальным документам FIA, опубликованным стюардами, выяснилось, что они не собирались наказывать Ферстаппена за первый инцидент в первом повороте. Стюарды сочли, что контакт спровоцировал сам Расселл, “моментально потеряв контроль над машиной”, что и вынудило Red Bull выехать за пределы трассы. Поэтому никаких дальнейших действий не потребовалось.
Выступая в воскресенье вечером, Хорнер объяснил, почему команда изначально попросила Ферстаппена пропустить Расселла, еще до того, как стюарды сообщили свое официальное решение.
«Согласно текущим правилам, все зависит от положения передней оси», — заявил руководитель Red Bull журналистам, имея в виду пересмотренные руководства FIA по стандартам пилотирования. «Пилоты знают правила и играют по ним. Вопрос в том, контролировал ли Джордж машину в тот момент? Смог бы он пройти поворот? В этом году мы видели много случаев, когда назначались штрафы. Мы видели, как инциденты отмечались, передавались стюардам. Следующее, чего ты ожидаешь, — это штраф, поэтому и было принято решение: “Хорошо, знаешь что? Придется отдать эту позицию”».
Отвечая на вопрос, было ли ошибкой, оглядываясь назад, просить Ферстаппена уступить позицию, Хорнер сказал: «Да, но я считаю, что было бы лучше, если бы судья — гоночный директор — сразу сказал: “продолжайте гонку” или “нужно вернуть позицию”». «Командам очень сложно принимать такие решения субъективно, основываясь на предыдущих прецедентах», — продолжил он. «Ты смотришь на ситуацию и пытаешься угадать, что думают стюарды и гоночный директор. Поэтому, на мой взгляд, командам было бы полезнее, если бы гоночный директор принимал такое решение и говорил: либо возвращаешь позицию, либо получаешь штраф, вместо того чтобы пытаться угадывать намерения стюардов».
Хорнер призывает к улучшению связи с гоночной дирекцией
Начиная с сезона 2022 года, радиосвязь между командными мостиками Ф1 и гоночным директором была ограничена только спортивными директорами. Это изменение было введено после того, как прямое вмешательство руководителей команд, особенно Хорнера и его коллеги из Mercedes Тото Вольффа, стало все более частой и спорной особенностью сезона 2021 года, когда Ферстаппен и Льюис Хэмилтон боролись за титул.
На вопрос, могут ли команды по-прежнему связываться с гоночным директором, которым сейчас является Руи Маркеш, Хорнер ответил: «Да, но в ответ ничего не получаешь. Ты задаешь вопрос, но ответа нет».
Он добавил: «Раньше можно было получить какие-то указания, но сейчас команда должна принимать решение очень субъективно. Мы просмотрели все замедленные повторы, и ситуация была действительно 50 на 50. И вопрос был: контролировал ли Джордж машину? Смог бы он пройти поворот? Казалось, он смог бы. Поэтому мы приняли решение: смотрите, нужно отдать эту позицию».
Отвечая на вопрос, будет ли он поднимать этот вопрос с Маркешем, Хорнер сказал: «Думаю, это то, что следует обсудить в Спортивном консультативном комитете [Sporting Advisory Committee – SAC]».