Прошедшие восемь дней выдались бурными для Ландо Норриса с точки зрения его перспектив в чемпионате мира.
В Имоле он развеял сомнения скептиков и собственные “демоны” благодаря великолепным обгонам, а в Монако под колоссальным давлением со стороны Шарля Леклера, Оскара Пиастри, Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена завоевал сенсационный поул. Затем последовала практически безупречная гонка по городским улицам, несмотря на обилие хаоса и трудностей, завершившаяся победой.
Теперь его отделяет всего три очка от напарника по McLaren, Оскара Пиастри. Гонка в Монако ознаменовала завершение первой трети сезона. Для Пиастри уик-энд сложился несколько сумбурно: в практике он повредил переднее антикрыло о барьер в повороте Сент-Дево, а затем, по его собственным словам, ударялся о стены чаще, чем за всю предыдущую карьеру.
Тем не менее, молодой австралиец снова поднялся на подиум. Исключая лишь один дождливый поворот в его родном Мельбурне, он мог бы получать трофей в каждой гонке этого сезона. Эта гонка также продлила его серию финишей в очковой зоне до 34 уик-эндов подряд.
Шарль Леклер подходил к уик-энду, казалось, будучи уверенным в слабой работе своего болида в медленных поворотах, и даже советовал “не ставить” на него. На деле же он лидировал во всех тренировках, но упустил поул всего на доли секунды, что, как это часто бывает в Монако, обрекло его на второе место в гонке.
Как и в прошлом году, болид Ферстаппена Red Bull испытывал сложности на поребриках и узких улицах Княжества, относительно других, но Макс, как всегда, выжал из него максимум возможного.
Он стартовал бы четвертым, если бы Льюис Хэмилтон непреднамеренно не помешал ему в квалификации из-за ошибочной информации от своего инженера. После этого Хэмилтон получил болезненный штраф в три позиции, опустившись на седьмое место на старте, что вынудило его играть командную роль в гонке и привело к разочаровывающему и одинокому пятому месту.
Удивлен упущением в правилах пит-стопов
Десятилетиями известно, что в Монако субботний квалификационный порядок во многом определяет результат гонки, если только не вмешиваются дождевые заряды и/или несвоевременные машины безопасности или красные флаги. Так уж сложилось. Даже 33 года назад, в 1992 году, Найджел Мэнселл, как известно, не смог обогнать Айртона Сенну, несмотря на намного превосходящие шины после позднего прокола.
Я сам финишировал пятым в той гонке, поэтому хорошо помню все трудности. В 1989 году я также помню, как обогнал много машин на своем Brabham, но у меня было огромное преимущество в шинах после двухминутного пит-стопа для замены батареи под сиденьем. И я обгонял только потому, что полностью отбросил осторожность и просто атаковал всех подряд, чтобы вернуться на шестое место, и каким-то чудом пережил все стычки. Но тогда можно было обогнать, если кто-то промахнулся с переключением передачи, а сегодня такое невозможно.
Так что не будем притворяться, будто проблемы с гонками в Монако характерны только для нынешнего поколения двухметровых, цифровых, а не аналоговых, машин. Возможно, 60 лет назад тонкие болиды могли обгонять, но тогда результаты гонок на протяжении многих десятилетий определялись в основном низкой надежностью и авариями на гораздо менее совершенной технике.
В прошлом году в Монако на первом круге произошла серьезная авария, приведшая к красному флагу. Все оставшиеся гонщики смогли поменять шины в боксах, выполнив тем самым требование об использовании двух составов резины без потери времени на трассе, а затем ехали до финиша без дополнительных пит-стопов, при условии, что все двигались достаточно медленно. Топ-10 на стартовой решетке финишировал в том же самом порядке.
Было решено попытаться оживить гонку, и после консультаций между командами, FIA и F1 было выбрано решение ввести специальное правило для Монако, предписывающее два пит-стопа и, соответственно, использование трех разных комплектов сухих шин. При этом два пит-стопа требовались даже в случае дождя.
Я не стану критиковать тех, кто добросовестно пытался улучшить зрелищность. Однако меня немного удивило, что не было предписано, чтобы один из пит-стопов был совершен, скажем, к середине дистанции или раньше. С самого начала было ясно, что команды в хвосте пелотона могут совершить свои пит-стопы относительно рано, не теряя многого, а лидеры отложат второй пит-стоп на поздний срок, чтобы расширить окно возможностей на случай появления машины безопасности или красных флагов.
Медленный темп – это не то, что представляет Ф1
Также сразу стало очевидно, что команды могут использовать одну машину в качестве “жертвенного агнца”, едущего медленно, чтобы помочь другой своей машине создать необходимый 21-секундный отрыв для пит-стопа.
Именно это, по сути, и произошло, хотя степень готовности, особенно Racing Bulls и Williams, замедлить одну из своих машин была довольно тревожной. Но их нельзя винить – обе команды благодаря очень уверенной квалификации смогли привести обе машины в очковую зону.
Я довольно рано по ходу гонки понял, что все, о чем мы по сути говорили в комментариях, после того как Ландо Норрис справился с испугом в первом повороте, заблокировав передние тормоза, это то, насколько медленно ехали некоторые гонщики, и бесконечные дебаты о пит-стопах.
Конечно, совершенно нормально, что лидер в начале гонки здесь едет медленно и фактически собирает за собой все 19 машин, чтобы ни у кого не было окна для пит-стопа, а затем в какой-то момент ускоряется, создавая собственную возможность для смены шин.
Вместо этого мы наблюдали, как отдельные машины отставали на четыре секунды от обычного темпа, собирая позади себя разочарованную очередь. Это было некрасиво и не впечатляло, но для некоторых оказалось эффективно. Однако это едва ли соответствует духу Формулы 1.
У Mercedes была любопытная стратегия с их двумя машинами, которые оказались в середине пелотона после аварии Кими Антонелли в квалификации и механической проблемы у Джорджа Расселла. В гонке они долгое время, казалось, игнорировали необходимость пит-стопов: Расселл заехал на кругах 64 и 70, а Антонелли на 71 и 73, из 78. Особенно сильно им мешало колебание скорости Williams. На 64-м круге Расселл потерял терпение и прорвался через середину шиканы на набережной, четко дав понять по радио, что скорее получит штраф, чем уступит место позади “пробки” из Williams.
К сожалению для него, он получил штраф “проезд по пит-лейн”, который стоит около 20 секунд. Представители FIA прокомментировали это так:
“Предвидя, что на Гран-при Монако могут возникнуть подобные ситуации, все команды были проинформированы Директором гонки (по запросу судей) перед стартом, что стюарды будут внимательно рассматривать намеренное выезд за пределы трассы в 10-м повороте для обгона машины или группы медленных машин. В этом сообщении также было ясно сказано, что стандартный штраф в 10 секунд может быть недостаточным за такое преднамеренное нарушение и что примененный штраф может превышать 10 секунд. Поэтому мы посчитали, что преднамеренное нарушение машины №63 заслуживает штрафа “проезд по пит-лейн”, который мы и наложили.”
Несмотря на штраф, он все равно финишировал 11-м, оставшись чуть за пределами очковой зоны.
Если посмотреть на результаты после всей шумихи и предгоночных обсуждений правила двух пит-стопов, по сути, ничего не изменилось. Льюис Хэмилтон на Mercedes, получивший штраф на старте, обогнал в фазе пит-стопов впечатляюще пилотируемый Racing Bull Исака Хаджара. К сожалению, у Фернандо Алонсо из Aston Martin произошла поломка, и он сошел. Оба этих события, вероятно, произошли бы в любом случае.
Помимо Хаджара и Лиама Лоусона из Racing Bulls на шестом и восьмом местах, а также Алекса Албона и Карлоса Сайнса из Williams на девятом и десятом, еще одним впечатляющим результатом стало седьмое место Эстебана Окона на Haas. Он финишировал отлично, хоть и незаметно, без какой-либо помощи со стороны напарника, создающего “пробку”.
Эксперимент не удался
Эксперимент с двумя пит-стопами не удался. Нам просто нужно трезво оценивать ожидания от гоночного дня, делать все возможное для небольшого облегчения обгонов, если это возможно, признать, что квалификация в Монако — один из самых особенных часов сезона Формулы 1 или любого спортивного события, или вообще не проводить там гонку, что, конечно, не является реальным вариантом.
Дело в том, что проблема обусловлена конфигурацией трассы, и нет места для создания длинных прямых или широких зон для обгона. Даже на очень широких трассах зачастую существует только одна идеальная гоночная траектория, покрытая резиной. Мой сын Алекс предложил интересное, хоть и полушутливое, решение: каждый гонщик получает одну “джокерную” карту, позволяющую прорваться через “ничейную землю” в шикане, как это сделал Джордж Расселл, и сохранить новую позицию, уйдя вперед. Это также отбило бы у гонщиков желание ехать слишком медленно.
Однако не сомневайтесь, любое изменение в Формуле 1 будет иметь непредвиденные последствия – такова природа этого спорта.
Тем временем впереди McLaren, Ferrari и один болид Red Bull спокойно прошли сквозь весь хаос, проводя собственные гонки. Льюис Хэмилтон на пятом месте был последним гонщиком, не отставшим на круг, отстав от Норриса на 51 секунду.
Для McLaren был напряженный момент, когда Норрис догнал тогдашнего лидера Ферстаппена, который держался на своих 50-круговых шинах в тщетной надежде на красный флаг, прежде чем заехать на второй пит-стоп на 77-м круге.
В это время Ferrari Леклера сидела буквально на хвосте у Норриса, но Ландо сохранил хладнокровие, и на последнем круге, когда Ферстаппен наконец заехал в боксы, он показал быстрейший круг гонки, подчеркнув обретенную уверенность.
В ближайшие выходные нас ждет Гран-при Испании – совершенно иное испытание для команд, болидов и гонщиков.








