Оскар Пиастри вновь увеличил свое преимущество в личном зачете чемпионата над своим партнером по команде McLaren Ландо Норрисом, одержав победу на Гран-при Испании. В конце гонки Макс Ферстаппен был наказан за спорное столкновение с Джорджем Расселом.
Для Пиастри эта победа стала пятой в девяти гонках сезона. Он полностью контролировал ход гонки в Барселоне, уверенно стартовав с поула и заняв лидирующую позицию. Норрис, в свою очередь, практически сразу откатился на третье место, пропустив Ферстаппена.
Норрис смог обогнать Ферстаппена на 13-м круге, вернув себе вторую позицию, но так и не сумел навязать серьезную борьбу партнеру по команде. Таким образом, Пиастри завершает европейскую серию из трех гонок с преимуществом в 10 очков в борьбе за титул.
Действующий чемпион Ферстаппен теперь отстает на 49 очков после хаотичного и очень противоречивого завершения гонки для пилота Red Bull, который финишировал пятым на трассе, а затем был оштрафован стюардами и опустился на 10-е место.
Понимая, что на одинаковой стратегии им вряд ли удастся опередить McLaren, Red Bull рискнули, переведя Ферстаппена на стратегию с тремя пит-стопами, в отличие от более традиционных двух для Пиастри и Норриса.
Эта тактика позволяла Ферстаппену бороться за второе место позади Норриса в финальной части гонки, пока за 11 кругов до финиша не был объявлен режим машины безопасности из-за остановки Mercedes Кими Антонелли в гравийной ловушке.
Все лидеры воспользовались возможностью для смены шин, но Ферстаппен оказался в уязвимом положении перед рестартом: Red Bull установили на его машину единственные оставшиеся у них новые жесткие шины, в то время как большинство соперников вокруг него были на более быстрых мягких шинах.
Как гонка Ферстаппена неожиданно развалилась
Ферстаппен сразу же оказался под давлением после рестарта на 61-м круге.
Он чудом избежал разворота на последнем повороте, когда машину резко сорвало, но потерял темп на стартовой прямой, что позволило Шарлю Леклеру обогнать его перед первым поворотом. Оба автомобиля слегка коснулись на прямой, когда Ferrari проезжал мимо. Стюарды расследовали этот инцидент после гонки, но решили не применять дальнейших санкций.
Видя, как Леклер воспользовался проблемами Ферстаппена с прогревом шин, Джордж Рассел из Mercedes также попытался пройти его по внутренней траектории в первом повороте.
Однако машины коснулись, и Red Bull пришлось выехать за пределы трассы.
Ферстаппен вернулся на трассу после второго поворота, все еще опережая Рассела, но команда Red Bull, вероятно, предвидя возможный штраф (который, как позже выяснилось, не был бы применен за этот инцидент), приказала голландцу пропустить Mercedes.
“Что? Я был впереди! Он вытеснил меня с трассы!” – возмущался Ферстаппен по радио. Его гоночный инженер Джампьеро Ламбьязе ответил: “Но таковы правила”.
Однако на 64-м круге, когда машины приближались к пятому повороту, Рассел пошел по внешней траектории, готовясь к обгону, так как голландец, казалось, замедлялся по внутренней. Но Ферстаппен не уступил позицию, и машины снова столкнулись.
“Какого хрена?!” – воскликнул шокированный Рассел по радио.
“Он просто врезался в меня”.
Рассел все же смог обогнать позже на этом же круге, когда Red Bull сместился шире, и финишировал четвертым. Но стюарды быстро рассмотрели маневр Ферстаппена в предыдущем инциденте и выписали четырехкратному чемпиону мира 10-секундный штраф сразу после финиша гонки.
Это отбросило голландца с пятого на 10-е место в итоговой классификации. Стюарды также добавили три штрафных балла к его суперлицензии – теперь ему остался всего один балл до автоматического пропуска гонки, если он наберет еще очки до 30 июня.
Шарль Леклер занял третье место, а Джордж Рассел – четвертое. Неожиданно пятое место занял Нико Хюлькенберг из Sauber после блестящей гонки, начатой с 15-й позиции, и обгона Льюиса Хэмилтона в конце. Хэмилтон, который весь день испытывал проблемы с темпом на втором Ferrari, финишировал шестым.
Хэмилтон обогнал Рассела на старте, но быстро отстал от лидирующей тройки, после чего ему было приказано пропустить более быстрого Леклера. Затем его опередил Рассел во время второй серии пит-стопов.
Исак Хаджар продолжил сильное начало своего дебютного сезона, заняв седьмое место для Racing Bulls, опередив Пьера Гасли из Alpine.
Фернандо Алонсо, участвовавший в своем 21-м домашнем Гран-при Испании, смог вернуться в борьбу после раннего выезда в гравий и наконец набрать свои первые очки в сезоне, заняв девятое место для Aston Martin, опередив Ферстаппена после штрафа.
Реакции на столкновение Ферстаппена и Рассела, и 10-секундный штраф — что было сказано?
Джордж Рассел в интервью:
“Я был так же удивлен, как и вы. Я видел подобные маневры в симуляторах и картинге, но никогда в Формуле 1.”
“В итоге мы финишировали четвертыми, а он — десятым. Я не совсем понимаю, что творилось у него в голове.”
“В тот момент это выглядело преднамеренно, поэтому было удивительно.”
Макс Ферстаппен в интервью:
“Это имеет значение?”
“Предпочитаю говорить о гонке, а не об одном конкретном моменте.”
Официальное решение стюардов:
“Из радиопереговоров стало ясно, что команда попросила пилота машины №1 [Ферстаппена] `вернуть позицию` машине №63 [Расселу] за то, что они посчитали предыдущим нарушением пилота №1 за выезд за пределы трассы и получение преимущества (на самом деле, позже мы определили, что не будем применять санкции за тот инцидент).”
“Пилот машины №1 явно был недоволен просьбой команды вернуть позицию. При приближении к повороту 5 машина №1 значительно снизила скорость, тем самым, казалось, позволяя машине №63 обогнать.”
“Однако, после того как машина №63 опередила машину №1 на входе в поворот 5, машина №1 внезапно ускорилась и столкнулась с машиной №63. Столкновение, несомненно, было вызвано действиями машины №1. Поэтому мы наложили 10-секундный штраф на машину №1.”
Уверенная победа Пиастри
В то время как гонка завершилась неудачно для действующего чемпиона Формулы 1, нынешний фаворит букмекеров на титул этого года практически не испытывал проблем после безупречного старта с поула, который позволил ему занять лидирующую позицию.
Единственный раз, когда Пиастри уступил лидерство на 66 кругах, был после его первого пит-стопа, когда Ферстаппен фактически совершил андеркат против McLaren на своей несинхронизированной стратегии с тремя остановками.
Хотя Норрис ненадолго попытался сократить отставание в середине гонки, сократив отрыв от партнера всего до пары секунд, лидирующий McLaren, казалось, имел достаточный темп в запасе и снова увеличил свое преимущество ко времени их вторых запланированных остановок.
Даже позднее появление машины безопасности, которое вызвало такой хаос позади McLaren, не смогло поколебать хладнокровие австралийца.
“Темп был действительно хорошим, мы могли прибавить, когда это было нужно,” – сказал Пиастри, который сравнялся с Айртоном Сенной и Льюисом Хэмилтоном по рекорду McLaren, завоевав восемь подиумов подряд.
“Я очень горжусь работой, проделанной на этих выходных.”
“Это отличный способ реабилитироваться после Монако. Превосходные выходные.”
Норрис финишировал в 2,5 секундах позади и признал: “Оскар провел очень хорошую гонку сегодня.”
“Мне не хватило темпа, чтобы соответствовать ему, но мы сделали все возможное.”
“Это была веселая гонка, и финишировать первым-вторым еще лучше!”