После недавней победы Макса Ферстаппена из Red Bull на Гран-при Эмилии-Романьи, стратегические решения команды McLaren вновь оказались под пристальным вниманием общественности и экспертов.
Ферстаппен на первом круге гонки в Имоле сумел обойти обладателя поул-позиции Оскара Пиастри и выйти в лидеры. Однако Максу еще предстояло проделать большую работу, чтобы удержать первое место, тем более что Ландо Норрис, пилотирующий вторую машину McLaren, вскоре опередил Джорджа Расселла и поднялся на третью позицию.
Несмотря на то, что темп Ферстаппена был, вероятно, выше, чем многие ожидали, несколько решений McLaren по ходу гонки, по мнению некоторых, облегчили задачу голландскому пилоту.
Первым из таких решений стал пит-стоп Оскара Пиастри, на тот момент идущего вторым и отстававшего от Ферстаппена менее чем на три секунды. Его зазвали в боксы уже на 13-м круге, фактически зафиксировав для него стратегию двух остановок. Это сыграло против австралийца, так как многие другие гонщики в лидирующей группе, включая Ферстаппена и Норриса, смогли остаться на трассе дольше, извлечь больше из своих шин и перейти на стратегию одного пит-стопа, в то время как Пиастри пришлось пробиваться через трафик.
Затем McLaren провела пит-стоп Норриса в конце 28-го круга, до того, как остановился Ферстаппен. Сразу после этого на трассе остановился Эстебан Окон, спровоцировав режим виртуальной машины безопасности. Это, безусловно, было невезением для McLaren, так как такие инциденты предсказать невозможно, но чем дольше пилот находится на трассе, тем выше его шанс воспользоваться подобной нейтрализацией гонки.
В результате преимущество Ферстаппена увеличилось примерно с 10 до 20 секунд, и казалось, что он уверенно движется к победе, в то время как Норрис и Пиастри следовали за ним со значительными отрывами.
Однако позже другой инцидент – технический сход Кими Антонелли из Mercedes – вызвал появление полномасштабной машины безопасности, что предоставило McLaren еще один шанс побороться с Ферстаппеном.
Имея преимущество более одного пит-стопа над Норрисом, Ферстаппен свернул в боксы с лидирующей позиции, и Норрис последовал его примеру. Пиастри, однако, остался на трассе и выехал перед Норрисом, но оказался впереди своего напарника на жестких шинах, которые были на 16 кругов старее свежего комплекта британца. Было нереалистично ожидать, что Пиастри сможет бросить вызов Ферстаппену, учитывая, что Red Bull также сменила шины на свежие. При этом было крайне вероятно, что Норрис сможет обойти своего напарника за оставшиеся 10 кругов.
Таким образом, у McLaren была возможность приказать Пиастри пропустить Норриса вперед, чтобы тот попытался атаковать Ферстаппена на заключительном отрезке гонки, но команда этого не сделала.
Вильнев: McLaren показала слабость
В конечном итоге, Норрис обошел Пиастри, заняв второе место, а Ферстаппен одержал уверенную победу. Это побудило бывшего чемпиона мира Формулы-1 и эксперта Жака Вильнева поставить под сомнение решения команды.
Вильнев заявил: «Они демонстрируют слабость. По сути, они не проявляют той силы, которую Red Bull показывает из года в год. Словно они боятся быть агрессивными в борьбе за титул в личном зачете и боятся идти против Пиастри. Это очень, очень странно».
«Пиастри плохо прошел первый поворот. Он как будто спал на старте. Он никогда не должен был выйти из поворота вторым, а затем у него не было темпа, что было странно. У Норриса темп был лучше», — продолжил Вильнев.
«На рестарте McLaren знала, что Норрис обгонит Пиастри через несколько кругов из-за разницы в шинах, это было очевидно. Было на 100% ясно, что он выйдет вперед, так зачем заставлять его терять три круга вместо того, чтобы дать ему шанс атаковать Ферстаппена?»
Вильнев добавил: «Потому что Ферстаппен борется за чемпионат. Вы не хотите отдавать ему победы. Это больше очков для него в личном зачете. Кажется, они довольствуются вторым и третьим местами. У McLaren есть машина, с которой хороший уик-энд означает первое и второе места. Все, что меньше, немного разочаровывает. Первое и третье места вполне приемлемы, но они, похоже, рады и второму с третьим».
«Эта “слабость” заметна и в стратегии. Когда Норрис ехал долгую серию, зачем его зазвали на пит-стоп? Вы приняли решение ехать долго. Оставайтесь на трассе. Ваш темп по-прежнему хорош. Так зачем делать пит-стоп немного раньше? Это словно вы боитесь идти ва-банк», — отметил он.
«Они не воспользовались виртуальной машиной безопасности. В конечном итоге, с другой машиной безопасности это не сыграло роли. Но все равно, это показывает недостаток решимости». (Примечание: в исходном тексте здесь также содержалась неверная информация о положении в чемпионате, этот фрагмент удален при перефразировании).
Норрис и Стелла защищают решения McLaren
Хотя пропуск Норриса вперед, несомненно, дал бы McLaren лучший шанс на победу, реальность такова, что Пиастри вряд ли захотел бы добровольно отдать напарнику возможность получить такое преимущество в очках. Норрис, похоже, понял логику команды и похвалил пит-уолл за «хорошую работу».
«У меня были лучшие шины, но я ничего не ожидал», — сказал Норрис. «Это была все равно тяжелая борьба. В первом повороте было плотно. Конечно, так и должно быть. Я теряю время из-за этого, он тоже теряет время, но так нужно поступать, чтобы бороться за чемпионат. Если пытаешься осчастливить одного, другой будет недоволен, так уж устроено. Думаю, мы справились хорошо, и это заслуга команды».
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла рассказал, что рассматривал возможность отдать приказ о смене позиций, но решил этого не делать. «Конечно, такая мысль была», — сказал он.
«Мы хотели, чтобы у Оскара были свои шансы на рестарте. Поэтому мы исходили из принципа, что если Ландо смог бы обойти Макса, он должен был бы довольно легко обойти и Оскара, учитывая, что у того были довольно старые шины», — объяснил Стелла.
«В действительности, если разница в темпе была достаточной, ситуация разрешилась бы сама собой. Мы довольны тем, как все прошло. Оба пилота довольны, считают, что это было честно, и именно так мы гоняемся».
Чедвик: Слишком рано для командных приказов
Трехкратная чемпионка W Series и эксперт Джейми Чедвик считает, что для введения командной тактики в McLaren еще слишком рано в сезоне, так как это может повредить командной атмосфере.
Она сказала: «Это случай, когда у вас два пилота №1. Потому что нет очевидного лидера. Думаю, если бы у Red Bull был другой пилот такого же таланта, как Макс, там, вероятно, была бы такая же головная боль».
«Это хорошая проблема. Мы это обсуждали. Неплохо, что у них есть два отличных гонщика, борющихся за чемпионство, но они не могут начать отдавать такие приказы так рано, чтобы один из пилотов уже начал дуться на другого», — отметила Чедвик.
«Это сложно. Думаю, в какой-то момент произойдет столкновение. Полагаю, мы можем это предвидеть. Если посмотреть даже на сегодняшнюю гонку, там уже было близко», — добавила она.
«Думаю, когда это произойдет, McLaren придется с этим разбираться. А до тех пор, я думаю, они играют в хорошую командную игру. Макс сегодня был быстрее их – мы привыкли к этому – и, думаю, так все и сложилось». (Примечание: в исходном тексте здесь также содержалась неверная информация о положении в Кубке конструкторов, этот фрагмент удален при перефразировании).
Следующим этапом европейской серии Формулы-1 станет Гран-при Монако, который пройдет 23-25 мая.