Уже второй год подряд одной из главных тем обсуждения на Гран-при Саудовской Аравии становится будущее Макса Ферстаппена и его возможные перспективы в Red Bull.
В марте прошлого года, на фоне серьезной внутренней нестабильности и конфликтов в руководстве Red Bull, будущее Ферстаппена казалось неопределенным, и его уход из команды был вполне вероятен. Однако тот сложный период удалось преодолеть, и Ферстаппен завоевал свой четвертый подряд титул чемпиона мира, что временно успокоило разговоры о его планах.
Несмотря на официальный контракт Ферстаппена с Red Bull до конца 2028 года, слухи о его будущем не утихают. Причина в том, что его соглашение содержит пункты о возможном досрочном расторжении.
По имеющимся данным, в прошлом году он мог уйти, если бы команду покинул консультант Red Bull по автоспорту Хельмут Марко. По слухам, такая возможность была прописана в его контракте.
На этот раз слухи подогреты не самым стабильным началом сезона для Red Bull. Многие, включая самого Марко, считают, что лучший гонщик мира не будет долго мириться с машиной, которая не позволяет ему бороться за новые титулы.
Предполагается, что одним из стандартных пунктов контракта является возможность его расторжения в конце сезона, если к летнему перерыву Ферстаппен окажется за пределами топ-3 в личном зачете чемпионата.
Вероятность такого сценария менялась буквально от недели к неделе, а иногда и от сессии к сессии, в течение первых пяти этапов сезона. Ферстаппен часто испытывал трудности на тренировках, демонстрируя затем сильные выступления в квалификации и гонках.
После худшего уик-энда Red Bull в сезоне в Бахрейне, где Ферстаппен финишировал шестым (через неделю после победы в Японии, где он удивил быстрые McLaren), Марко выразил “большую обеспокоенность” по поводу будущего 27-летнего гонщика в команде.
Хотя эта обеспокоенность должна была немного утихнуть после поула Ферстаппена и второго места в Джидде, что укрепило его позицию в тройке лидеров чемпионата, в тот уик-энд было сказано достаточно, чтобы внести новую интригу в картину его будущего.
Вольфф: Mercedes не вел переговоры с Ферстаппеном
Когда Red Bull переживал период потрясений за пределами трассы в прошлом году, руководитель Mercedes Тото Вольфф открыто выражал интерес к Ферстаппену как к потенциальной замене Льюису Хэмилтону, переходящему в Ferrari.
В итоге Вольфф признал поражение в попытке подписать Ферстаппена на 2025 год, и Mercedes выбрал молодого итальянца Кими Антонелли в пару к Джорджу Расселлу. Однако австриец намекнул, что планирует возобновить попытки в будущем.
Нынешняя ситуация в Red Bull, а также тот факт, что контракты Расселла и Антонелли истекают в конце этого сезона, заставили многих предположить, что Mercedes ведет закулисные переговоры о переходе Ферстаппена.
Хотя Mercedes был неконкурентоспособен в рамках действующего технического регламента, введенного в 2022 году, многие ожидают от них сильного старта с приходом новых двигателей и шасси в следующем году.
Именно поэтому Mercedes рассматривается как вполне реальный претендент на подписание Ферстаппена. Однако Вольфф публично отказывается подтверждать свой интерес на этот раз.
В субботу в Джидде он заявил Sky Sports F1, что Mercedes “не вел переговоров” с Ферстаппеном и повторил свою шутку о том, что “не будет флиртовать на стороне, если счастлив в отношениях”, имея в виду свой текущий состав пилотов.
Несмотря на слова Вольффа, мало кто в паддоке верит, что он упустит возможность подписать Ферстаппена, если таковая появится.
Сможет ли Алонсо уступить место в Aston Martin?
Другая команда, с которой активно связывают Ферстаппена, — Aston Martin. На прошлой неделе итальянские СМИ сообщали, что команда из Сильверстоуна готова предложить ему £226 миллионов за три года.
Владелец Aston Martin Лоуренс Стролл одержим идеей сделать свою команду претендентом на чемпионство. Он уже реализовал несколько ключевых шагов: построил новую современную базу и подписал бывшего коллегу Ферстаппена из Red Bull, Эдриана Ньюи, в качестве управляющего технического партнера.
Сложность заключается в том, что у Aston Martin уже есть два пилота на контрактах на сезон 2026 года: Фернандо Алонсо и сын владельца, Лэнс Стролл.
Предполагается, что Лэнс никуда не уйдет, пока Лоуренс руководит командой. Таким образом, приход Ферстаппена в 2026 году, по всей видимости, потребует завершения карьеры 43-летнего Алонсо.
В четверг в Саудовской Аравии Алонсо ответил на вопрос, видит ли он в Ферстаппене угрозу своему месту в 2026 году: “Думаю, нет, у меня контракт на следующий год”.
Испанец добавил, что после того, как он опробует первую машину Aston Martin, разработанную Ньюи, в 2026 году, он будет готов перейти на другую роль в команде, чтобы облегчить потенциальный приход Ферстаппена.
Выступая на пресс-конференции руководителей команд в Джидде в пятницу, глава Aston Martin Энди Коуэлл предпочел сосредоточиться на фактах своего контрактного состава на 2026 год, а не отвечать на вопросы о Ферстаппене.
“Нам невероятно повезло иметь двух опытных гонщиков, подписанных на следующие два года”, — сказал Коуэлл. “Это означает, что я могу сосредоточиться на улучшении команды и искусства создания быстрой гоночной машины”.
Может ли Ферстаппен взять паузу?
В паддоке также циркулируют слухи о том, что если Ферстаппен решит расторгнуть свой контракт с Red Bull, он может выбрать годичный перерыв в 2026 году, чтобы оценить расстановку сил и выбрать лучший вариант для 2027 года и далее.
Трудно представить, что гонщик на пике своей формы решит взять паузу на целый год. Однако Ферстаппен часто говорит о трудностях напряженного графика Формулы-1 и о том, как сильно он ценит время, проведенное с семьей и друзьями.
Стоит отметить, что если Ферстаппен пойдет по этому пути, Ferrari может стать еще одним вариантом для него, поскольку контракт Хэмилтона потенциально истекает в конце 2026 года.
Ранее нидерландец говорил, что “было бы потрясающе выступать за Ferrari”, но при этом подчеркивал, что его приоритет всегда в том, чтобы “быть в самой быстрой машине”.
Еще один вариант для него — расторгнуть текущий контракт с Red Bull, но затем подписать новое соглашение со своей нынешней командой на еще более выгодных условиях, чем предполагаемые £50 миллионов в год.
Этот путь также может дать Ферстаппену возможность подписать новый контракт с Red Bull только на 2026 год, а не до 2028 года, что сохранит ему гибкость в выборе вариантов на 2027 год.
“Много людей говорят об этом, кроме меня!”
Когда ситуация была представлена Ферстаппену в четверг в Джидде, он явно не был настроен создавать заголовки.
На вопрос о шумихе вокруг его будущего Ферстаппен ответил: “Об этом говорит много людей, кроме меня”.
“Я просто хочу сосредоточиться на своей машине, работать с людьми в команде. Это единственное, о чем я сейчас думаю в Ф1. Я очень спокоен”.
В конечном итоге, если Red Bull продолжит обеспечивать Ферстаппену тот уровень выступлений, который он продемонстрировал в Саудовской Аравии, разговоры о его будущем утихнут, поскольку он будет активно бороться за пятый подряд титул.
Однако тот факт, что Mercedes и Aston Martin явно не исключают попытки подписать Ферстаппена на следующий сезон, показателен и, вероятно, говорит о том, что они сохраняют надежду на успех.
Можно предположить, что если форма Red Bull останется нестабильной, все внимание в паддоке будет приковано к положению Ферстаппена в личном зачете чемпионата через пару месяцев.